Участие прокуратуры в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления предполагает проведение на постоянной основе мониторинга федерального и регионального законодательства с целью выявления противоречий между ранее изданными муниципальными нормативными правовыми актами и изменениями, внесенными впоследствии в федеральное и региональное законодательство.

Прокуратурой Арсеньевского района проанализирована работа по осуществлению надзора за законностью муниципальных нормативных правовых актов за 3 квартал 2016 года.

В исследуемый период времени прокуратурой района выявлено 12 нарушений законодательства, принесено 8 протестов на муниципальные нормативные правовые акты.

Решением Собрания представителей МО Арсеньевский район от 20.05.2008 № 31/359 «Об утверждении нормативных правовых актов в области управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Арсеньевский район» (в ред. от 20.05.2010 № 15/123 и от 19.04.21012 № 36/283) утверждено Положение «О порядке предоставления имущества муниципального образования Арсеньевский район в аренду»  (далее – Положение).

В ходе проведения мониторинга установлено, что данный нормативный правовой акт противоречит требованиям действующего законодательства по следующим основаниям.

Согласно ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

Между тем, изложенный в п. 4 ст. 1 Положения перечень объектов, которые могут быть предоставлены в аренду, противоречит вышеуказанным требованиям Гражданского кодекса РФ.

Кроме того, установлено, что п.п. 6, 10, 12 п. 5 ст. 1 Положения противоречат п. 6, 10, 12 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Частью 2 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» также установлено, что вышеуказанный порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Между тем, в п. 6 ст. 1 Положения данная норма отсутствует.

Кроме того, в Положении отсутствует порядок и условия  заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, бюджетных и автономных научных учреждений осуществляется без проведения конкурсов или аукционов, а также заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов. При этом, ссылки на ч. 3.1 и 3.2 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в Положении отсутствуют.

Пункт 8 ст. 1 Положения содержит ссылку на положение ч. 4 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ.

Согласно ст. 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.

Между тем, в ст. 7 Положения, устанавливающей обязанности по содержанию арендованного имущества, указанная обязанность арендодателя отсутствует.

В нарушение ст. 612 Гражданского кодекса РФ, в п. 3 ст. 5 Положения указано, что администрация МО Арсеньевский район и Правообладатель не несут ответственности за недостатки сданного в арену объекта, которые не были указаны в акте приема-передачи объекта и должны были быть обнаружены во время осмотра и передачи объекта.

Кроме того, Положением не предусмотрены основания и порядок прекращения договора аренды имущества, в том числе досрочного прекращения аренды.

В  Положении выявлены коррупциогенные факторы, предусмотренные Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96.

Аналогичные нарушения выявлены в решении Собрания депутатов МО Славный от 09.08.2010 № 27/71 «Об утверждении Положения о порядке предоставления муниципального имущества муниципального образования Славный в аренду».

01.07.2016 прокуратурой района вышеуказанные муниципальные нормативные правовые акты опротестованы.

Ввиду выявленных противоречий с федеральным законодательством, в частности с положениями Гражданского кодекса РФ, в июле 2016 года  также опротестованы решение Собрания депутатов МО Славный от 15.12.2010 № 34/108 «Об утверждении Положения о порядке предоставления муниципального имущества муниципального образования Славный в безвозмездное пользование», Решение Собрания представителей МО Арсеньевский район от 20.05.2008 № 31/359 «Об утверждении нормативных правовых актов в области управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Арсеньевский район» (в ред. от 20.05.2010 № 15/123 и от 19.04.21012 № 36/283), которым утверждено Положение «О порядке предоставления имущества муниципального образования Арсеньевский район в безвозмездное пользование».

По результатам проведенного мониторинга выявлены несоответствия действующему законодательству в положениях Уставов МО Астаповское Арсеньевского района, а также МО Манаенское Арсеньевского района в части закрепления полномочий органа местного самоуправления сельского поселения. Уставы муниципальных образований опротестованы.

Прокуратурой района установлено, что отдельные положения административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков правообладателям  зданий, строений, сооружений в собственность, аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование», утвержденного постановлением администрации МО Астаповское Арсеньевского района от 20.01.2016 № 7 не соответствуют требования действующего законодательства по следующим основаниям.

Установлено, что п. 8 Регламента, закрепляющий перечень документов, необходимых для предоставлении муниципальной услуги, не соответствует требованиям законодательства.

В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

Между тем, процедура возврата заявления заявителю Регламентом не предусмотрена.

Кроме того, п. 12 Регламента, устанавливающий перечень оснований для приостановления и (или) отказа в предоставлении муниципальной услуги не соответствует положениям ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, в том числе  содержит основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, не предусмотренные ст. 39.16 Земельного кодекса.

Круг заявителей, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования, ограничен п. 2 ст. 39.9 Земельного кодекса РФ. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:

1) органам государственной власти и органам местного самоуправления;

2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);

3) казенным предприятиям;

4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Между тем, данные положения Земельного кодекса РФ в Регламенте своего отражения не нашли.

25.07.2016 года постановление администрации МО Астаповское Арсеньевского района от 20.01.2016 № 7 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков правообладателям  зданий, строений, сооружений в собственность, аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование» опротестовано.

Несоответствия Земельному кодексу РФ выявлены и в постановлении администрации МО  Славный от 22.06.2016 № 390 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельного участка, находящегося на территории муниципального образования Славный, без торгов». Муниципальный нормативный правовой акт опротестован.

 

Помощник прокурора района

 

юрист 3 класса                                                                                 Е.А. Авдеева