Прокуратурой Арсеньевского района в 2017 году выявлено 79 нарушений законодательства о землепользовании, по фактам выявленных нарушений опротестовано 15 муниципальных нормативных правовых акта, в суд направлено 8 заявлений (исков), внесено 3 представления, по результатам рассмотрения которого к дисциплинарной ответственности привлечено 1 должностное лицо, лица к административной ответственности не привлекались.

 

Постановлением администрации муниципального образования Арсеньевский район от 13.04.2016 № 121 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образования Арсеньевский район гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (без проведения торгов)» (далее – Регламент).

В ходе проведенного прокуратурой Арсеньевского района мониторинга установлено, что отдельные положения данного Регламента не соответствуют требования действующего законодательства по следующим основаниям.

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Кадастровый учет недвижимости и госрегистрация прав на нее объединены в единую систему учета и регистрации.

Также с 01.01.2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», которым внесены изменения в Земельный кодекс РФ.

Согласно данным изменениям в Земельном кодексе Российской Федерации по тексту слова «Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» заменены словами «Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 39.15 и п. 2 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (далее Перечень) (в редакции приказа Минэкономразвития России от 12.10.2016 № 651).
В соответствии с положениями данного Приказа для подтверждения права заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов вместо кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка либо кадастровой выписки об испрашиваемом земельном участке, а также вместо выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) о правах на приобретаемый земельный участок или уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок необходимо предоставлять выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке).

Однако, согласно пп. 22 п. 7 Регламента документами, необходимыми в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления Тульской области и иных организаций, являются:

сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке;

выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок.

14.03.2017 вышеуказанное постановление опротестовано, протест рассмотрен и удовлетворен, муниципальный нормативный правовой акт приведен в соответствие с действующим законодательством.

Решением Собрания депутатов муниципального образования Манаенское Арсеньевского района от 28.03.2016 № 36-82 утверждено Положение «Об определении порядка управления и  распоряжения земельными участками на территории муниципального образования Манаенское Арсеньевского  района» (далее – Положение).

В ходе проведенного прокуратурой Арсеньевского района мониторинга установлено, что Положение не соответствует требованиям действующего законодательства по следующим основаниям.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 334-ФЗ,  вступилив силу с 1 января 2017 года, за исключением отдельных положений.

Так, абзацы третий и четвертый пункта 2 ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» изложены в новой редакции.

В соответствии с вышеуказанными нормами предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в том числе органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Однако на основании п. 1 ст. 2 Положения Администрация муниципального образования Манаенское Арсеньевского района обеспечивает управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования Манаенское Арсеньевского района, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального образования Манаенское Арсеньевского района.

10.04.2017 решение Собрания депутатов муниципального образования Манаенское Арсеньевского района от 28.03.2016 № 36-82 опротестовано. Протест рассмотрен и удовлетворен, муниципальный нормативный правовой акт приведен в соответствие с действующим законодательством.

Постановлением администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района от 16.03.2016 № 42 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства»».

Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» заявитель - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.

Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм закона, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги могут обращаться юридические лица (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления).

Прокуратурой Арсеньевского района в ходе проведения проверки исполнения требований земельного законодательства, законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг, установлено, что отдельные положения вышеуказанного постановления противоречат требованиям федерального законодательства.

Так, в нарушение п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» п. 2 Регламента установлено, что «Заявителями могут быть граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков и имеющие в собственности здания, строения, сооружения, незавершенные строительством объекты, расположенные на таких земельных участках».

Таким образом, административным регламентом предоставлена возможность обращения с запросом о предоставлении муниципальной услуги всем юридическим лицам, в том числе и государственным органам, их территориальным органам, органам государственных внебюджетных фондов, их территориальным органам, органам местного самоуправления.

В силу изложенного, положения п. 2 Регламента, в части указания возможности обращения с запросом о предоставлении муниципальной услуги всем юридическим лицам, в том числе и государственным органам, их территориальным органам, органам государственных внебюджетных фондов, их территориальным органам, органам местного самоуправления, необоснованно расширяет круг получателей муниципальной услуги.

07.12.2017 вышеуказанное постановление опротестовано. Протест рассмотрен и удовлетворен. Муниципальный нормативный правовой акт приведен в соответствие с действующим законодательством.

В 4 квартале 2017 года прокуратурой Арсеньевского района проведена проверка исполнения требований земельного законодательства в администрации муниципального образования Арсеньевский район.

Согласно ч. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Проверка показала, что на территории муниципального образования Арсеньевский район имеются, в том числе, земли сельскохозяйственного назначения.

 В ходе проведенной проверки было установлено, что согласно письму администрации муниципального образования Арсеньевский район от 13.10.2017 № 01-476 программа охраны земель, включающая в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий, не разрабатывалась и не принималась.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии надлежащего осуществления полномочий исполнительным органом муниципального образования Арсеньевский район при решении вопросов местного значения.

Аналогичные нарушения земельного законодательства выявлены в администрации муниципального образования Славный.

24.10.2017 прокуратурой района внесено представление в адрес главы администрации муниципального образования Арсеньевский район, главы администрации муниципального образования Славный. Представления рассмотрены и удовлетворены, одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Прокуратурой Арсеньевского района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Арсеньевский район требований земельного законодательства в части постановки на кадастровый учет земельных участков, занятых воинскими захоронениями на территории муниципального образования Арсеньевский район.

Проверка показала, что в собственности муниципального образования Арсеньевский район находятся следующие объекты недвижимости:

- историческое сооружение «Скорбящая мать» ВОВ 1941-1945 г. (Тульская обл. Арсеньевский район с. Красное, К№ 71:02:020204:87);

- историческое сооружение «Скорбящая мать» ВОВ 1941-1945 г. (Тульская обл. Арсеньевский район д. Рахлеево, К№ 71:02:010103:585);

- историческое сооружение «Скорбящая мать» ВОВ 1941-1945 г. (Тульская обл., Арсеньевский район, с. Мокрое, К№ 71:02:020207:297);

- историческое сооружение «Скорбящая мать» ВОВ 1941-1945 г. (Тульская обл. Арсеньевский район д. Астапово, К№ 71:02:010206:151);

- историческое сооружение «Воин — победитель» ВОВ 1941-1945 г. (Тульская обл. Арсеньевский район пос. Первомайский, К№ 71:02:020206:305);

- историческое сооружение «Воин — победитель» ВОВ 1941-1945 г. (Тульская обл., Арсеньевский район, пос. Октябрьский, К№ 71:02:010603:135);

- историческое сооружение «Воин — победитель» ВОВ 1941-1945 г. (Тульская обл. Арсеньевский район. с. Белый Колодезь, К№ 71:02:010508:208);

- историческое сооружение «Одиночная могила с захоронением старшего сержанта Бабушкина Ивана Григорьевича (памятник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.) (Тульская обл., Арсеньевский район, п. Красная Заря, К№ 71:02:040101:373).

Государственная регистрация прав подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Однако проведенная проверка показала, что границы земельных участков под указанными памятниками не установлены в соответствии с действующим законодательством.

Данный факт подтверждается информацией администрации муниципального образования Арсеньевский район от 09.11.2017.

В связи с непринятием органом местного самоуправления мер по постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых вышеуказанными памятниками – историческими сооружениями, охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта воинского захоронения не установлены.

По факту выявленных нарушений 09.11.2017 прокуратурой района в адрес главы администрации муниципального образования Арсеньевский район внесено представление. Представление рассмотрено и признано подлежащим удовлетворению. Однако фактически требования, изложенные в представлении, не исполнены.

В связи с чем, 20.11.2017 прокуратурой района в Одоевский районный суд направлено 8 административных исковых заявлений с требованием обязать администрации муниципального образования Арсеньевский район в срок до 01.01.2019 провести работы по формированию земельных участков под вышеуказанными воинскими захоронениями. Решениями Одоевского районного суда Тульской области от 14.12.2017 административные исковые требования прокурора рассмотрены и удовлетворены судом в полном объеме.

По результатам осуществления прокурорского надзора за исполнением земельного законодательства в части, касающейся оборота земель сельскохозяйственного назначения, в том числе при размещении на них отходов производства и потребления, в 2017 году нарушения выявлены не были, меры прокурорского реагирования не принимались.

 

Помощник прокурора района

 

юрист 3 класса                                                                                     Е.А. Авдеева