О результатах осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о муниципальной собственности за 1 квартал 2018 года

 

 

В ходе проверки законности действующих муниципальных правовых актов в сфере приватизации муниципальной собственности, проведенной в январе 2018 года, установлено, что решением Собрания депутатов муниципального образования Славный от 16.06.2010 № 25/63 утверждено Положение «О порядке и условиях приватизации муниципального имущества муниципального образования Славный» (далее - Положение), в редакции решения от 10.02.2016 № 34/121.

Согласно пп. 9.1. п. 9 Положения покупателями муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов.

Открытые акционерные общества не могут являться покупателями размещенных ими акций, подлежащих приватизации.

 

Федеральным законом от 01.07.2017 N 155-ФЗ внесены изменения в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Так, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" изложена в новой редакции:

Теперь, покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением:

- государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений;

- юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона;

- юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (далее - офшорные компании);

- юридических лиц, в отношении которых офшорной компанией или группой лиц, в которую входит офшорная компания, осуществляется контроль.

Федеральный закон от 01.07.2017 N 155-ФЗ вступил в силу с 01.07.2017, однако указанные изменения учтены не были.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся законодательства о государственной и муниципальной собственности.

Установление не всех случаев, в которых лицо не может быть покупателем муниципального имущество, может привести к незаконному отчуждению такого имущества и нарушению прав других участников, предусмотренным законом конкурсных процедур.

Таким образом, пп. 9.1. п. 9 Положения содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный пп. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, - широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц).

В соответствии с пп. 6.1 п. 6 Положения при приватизации муниципального имущества используются следующие способы приватизации:

- преобразование муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

- продажа муниципального имущества на аукционе;

- продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

- продажа муниципального имущества на конкурсе;

- продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

- продажа муниципального имущества посредством публичного предложения;

- продажа муниципального имущества без объявления цены;

- внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

- продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Федеральным законом от 29.06.2015 N 180-ФЗ внесены изменения, в том числе, в статью 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Так, согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в ред. от 29.06.2015 N 180-ФЗ) используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

1) преобразование унитарного предприятия в акционерное общество;

1.1) преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ;

6) утратил силу. - Федеральный закон от 29.06.2015 N 180-ФЗ;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;

10) продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Федеральный закон от 29.06.2015 N 180-ФЗ вступил в силу с 29.05.2015, однако указанные изменения учтены не были.

Таким образом, пп. 6.1 п. 6 Положения также содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный пп. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, - широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц).

23.01.2018 года решение Собрания депутатов муниципального образования Славный от 16.06.2010 № 25/63 «Об утверждении Положения о порядке и условиях приватизации муниципального имущества муниципального образования Славный» опротестовано. Протест находится на рассмотрении.

Прокуратурой Арсеньевского района проведена проверка исполнения требований законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества в администрации муниципального образования Арсеньевский район, в ходе которой установлено следующее.

В силу п. 4 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ  органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества.

Таким образом, обязательным условием реализации отчуждения муниципального имущества путем приватизации является наличие нормативного правового акта, устанавливающего порядок и условия приватизации муниципального имущества.

С учетом того, что основные требования к приватизации муниципального имущества содержатся в Федеральном законе от 21.12.2001 № 178-ФЗ, в муниципальных правовых актах должны устанавливаться, прежде всего, конкретизированный применительно к муниципальному образованию порядок и условия приватизации: установление органов местного самоуправления, ответственных за те или иные действия и решения в процессе приватизации, средства массовой информации, в которых публикуются информационные сообщения, конкретные процессуальные действия и т.д.

Проведенная прокуратурой района проверка показала, что администрацией муниципального образования Арсеньевский район вышеуказанные требования действующего законодательства должным образом не соблюдаются.

Установлено, что администрацией муниципального образования Арсеньевский район порядок и условия приватизации муниципального имущества не определены, муниципальный нормативный правовой акт, регламентирующий правоотношения в вышеуказанной сфере, не принят.

По факту выявленных нарушений действующего законодательства 08.02.2018 года прокуратурой Арсеньевского района в адрес главы администрации муниципального образования Арсеньевский район внесено представление, которое рассмотрено и признано подлежащим удовлетворению, проект муниципального нормативного правового акта, регламентирующего правоотношения в вышеуказанной сфере, представлен в прокуратуру для дачи заключения.

В феврале 2018 года прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Славный бюджетного законодательства при формировании доходных частей бюджета городского округа за счет доходов, полученных от приватизации муниципального имущества.

В целях пополнения доходной части бюджетов в муниципальном образовании Славный разработан прогнозный план приватизации муниципального имущества, который утвержден решением Собрания депутатов муниципального образования Славный от 23.12.2016 № 47/185.

Общее количество объектов приватизации согласно плану составило 3 (три) объекта недвижимого имущества и 2 (два) объекта движимого имущества.

Однако из запланированных 3 объектов в соответствии с прогнозным планом приватизации муниципального имущества на 2017 год приватизировано только 2 объекта недвижимого имущества.

Таким образом, работа, проводимая администрацией муниципального образования Славный по реализации муниципального имущества в рамках прогнозного плана приватизации в 2017 году, осуществлялась неэффективно, что в свою очередь привело к значительному недополучению средств бюджетом городского округа. 

08.02.2018 прокуратурой района в адрес главы администрации муниципального образования Славный внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.

Прокуратурой Арсеньевского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере распоряжения муниципальным имуществом в администрации муниципального образования Арсеньевский район, в ходе которой установлено следующее.

В соответствии с п. 3 с. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В силу ч. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» муниципальным учреждением признается учреждение, созданное муниципальным образованием.

Частью 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В силу ч. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом.

Согласно п. 1 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В соответствии со ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Согласно ч. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

На основании ч. 1 ст. 609 ГК РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме.

На основании п. 11 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество: на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в порядке, установленном ч. 1ст. 17.1 вышеуказанного закона, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

На основании ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе, при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимостиобъекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В ходе проведенной прокуратурой Арсеньевского района проверки исполнения законодательства в сфере распоряжения муниципальным имуществом в администрации муниципального образования Арсеньевский район установлено, что требования вышеуказанного законодательства последней должным образом не исполняются.

Так, установлено, что муниципальное бюджетное учреждение «Арсеньевский центр культуры, досуга и кино» муниципального образования рабочий поселок Арсеньево Арсеньевского района Тульской области зарегистрировано в качестве юридического лица 22.11.2007 за основным государственным регистрационным номером 1077152000716, ИНН/КПП 7121025595/712101001.

Согласно ч. 1 ст. 35 Устава муниципального образования Арсеньевский район администрация муниципального образования Арсеньевский район исполняет полномочия администрации муниципального образования рабочий поселок Арсеньево Арсеньевского района в полном объеме в соответствии с абзацем третьим части 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Пунктами 1.5 Устава МБУ Арсеньевский «ЦКДиК», утвержденного постановлением администрации муниципального образования Арсеньевский район от 08.12.2015 № 500 установлено, что учредителем учреждения является администрация муниципального образования Арсеньевский район.

Пунктом 3.2 Устава установлено, что имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления.

Нежилое здание, расположенное по адресу Тульская область, Арсеньевский район, п. Арсеньево, ул. Папанина, д. 5, передано в оперативное управлениеМБУ Арсеньевский ЦКДиК на основании договора от 15.03.2016 и акта приема-передачи муниципального имущества от 15.03.2016.

Проверкой установлено, что в танцевальном зале здания по адресу Тульская область, Арсеньевский район, п. Арсеньево, ул. Папанина, д. 5, находящегося в оперативном управлении МБУ Арсеньевский «ЦКДиК», 13.02.2018 с 09.00 до 18:00 проведена выставка - распродажа продукции (иранская тюль, вышивка, шторы, постельное белье, покрывала, одеяла, посуда) индивидуального предпринимателя К.

Таким образом, при предоставлении МБУ Арсеньевский «ЦКДиК» помещения для проведения вышеуказанного мероприятия сложились правоотношения по возмездному предоставлению имущества в пользование, то есть отношения по аренде имущества.

Однако, на момент проверки установлено, что ИП К. при проведении выставки - распродажи отсутствовал, между ИП К. и МБУ «Арсеньевский ЦКДиК» договор аренды недвижимого муниципального имущества заключен не был, требуемая законом письменная форма договора аренды недвижимого имущества не соблюдена. 

Кроме того, в ходе проверки установлены нарушения порядка согласования при совершении сделки по распоряжению муниципальным имуществом.

Так, в ходе проверки представлено письмо от 15.01.2018 и.о. директора МБУ Арсеньевский «ЦКДиК» о даче согласия учредителя на сдачу в аренду нежилых помещений МБУ «Арсеньевский ЦКДиК» площадью 131.7 квадратных метров (фойе), зрительного зала, сцены площадью 338,7 квадратных метров, расположенных по адресу: п. Арсеньево, ул. Папанина, д. 5 для проведения выставок-продаж, цирковых и других зрелищных мероприятий.

Однако в данном письме лицо(а), которому(ым) предоставляется в аренду нежилые помещения МБУ «Арсеньевский ЦКДиК», не указаны, размер арендной платы за нежилые помещения в соответствии с результатами проведения оценки рыночной ставки арендной платы имущества не определен, срок, на который предоставляется в аренду нежилые помещения МБУ «Арсеньевский ЦКДиК», установлен периодом с 22.01.2018 по 22.04.2018.

Вместе с тем, согласно вышеуказанным требованиям законодательства предоставление прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается.

Следствием данных действий явилось издание 17.01.2018 главой администрации муниципального образования Арсеньевский район незаконного и необоснованного распоряжения № 12-р о разрешении МБУ «Арсеньевский ЦКДиК» на сдачу в аренду помещений МБУ «Арсеньевский ЦКДиК» площадью 131.7 квадратных метров (фойе), зрительного зала, сцены площадью 338,7 квадратных метров, расположенных по адресу: п. Арсеньево, ул. Папанина, д. 5 для проведения выставок-продаж, цирковых и других зрелищных мероприятий на период с 22.01.2018 по 22.04.2018.

Согласно объяснению и.о. директора МБУ «Арсеньевский ЦКДиК» по прибытию 13.02.2018 ИП К. размер арендной платы за нежилое помещение был определен как 3 600 (три тысячи шестьсот) рублей в соответствии с результатами проведения оценки рыночной ставки арендной платы имущества.

Однако, результаты проведения оценки рыночной ставки арендной платы имущества, определенные в представленном в ходе проверки отчете об оценке рыночной ставки арендной платы имущества № 502/16 от 18.08.2016, не являются пригодными для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки, по причине истечения установленного ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» шестимесячного срока с даты составления отчета.

Пунктом «а» части 1 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Частью 2 указанной статьи установлено, что противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно пунктам 1, 14, 20 ст. 7  Федерального закона  № 273-ФЗ, основными направлениями деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления являются проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения; повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.

Изложенное свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля за деятельностью МБУ «Арсеньевский ЦКДиК» со стороны администрации муниципального образования Арсеньевский район как учредителя, злоупотреблении администрацией муниципального образования Арсеньевский район предоставленным им правом, что является нарушением законодательства о противодействии коррупции.

По факту выявленных нарушений 19.02.2018 прокуратурой района в адрес главы администрации муниципального образования Арсеньевский район внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Представление внесено руководителю МБУ «Арсеньевский ЦКДиК», которое рассмотрено и удовлетворено, 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответствености.

Кроме того, 15.02.2018 и.о. прокурора района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 19.1 КоАП РФ в отношении и.о. директора МБУ «Арсеньевский ЦКДиК».

Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Одоевского судебного района от 20.02.2018 и.о. директора МБУ «Арсеньевский ЦКДиК» привлечен к административной ответственности по ст. 19.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 руб.

 

 

Помощник прокурора района

 

юрист 3 класса                                                                                     Е.А. Авдеева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последние новости

Извещение о принятии решения о проведении в 2023 году на территории Тульской области государственной кадастровой оценки зданий

 Извещение

о принятии решения о проведении в 2023 году на территории Тульской области государственной кадастровой оценки зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест
и о приеме ГУ ТО «Областное БТИ» документов, содержащих сведения о характеристиках объектов недвижимости

 В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» Правительство Тульской области согласно постановлению от 27.05.2022 № 349 «О проведении в 2023 году на территории Тульской области государственной кадастровой оценки зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест» (далее - постановление правительства Тульской области от 27.05.2022 № 349) приняло решение о проведении в 2023 году (по состоянию на 1 января 2023 года) государственной кадастровой оценки в отношении всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости на территории Тульской области зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.

Подробнее...

Рекомендации по повышению уровня правовой и финансовой грамотности граждан и «компьютерной гигиене» среди физических и юридических лиц

Киберпреступления — это преступления, совершаемые с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, т.е. с использованием компьютерной техники и/или Интернета в информационном (виртуальном) пространстве, в котором находятся сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях, находящиеся в движении по локальным и глобальным компьютерным сетям, либо сведения, хранящиеся в памяти любого физического или виртуального устройства, или другого носителя, предназначенного для их хранения, обработки и передачи.
В современных условиях преступления в данной сфере достигли беспрецедентного размаха, чему чрезвычайно поспособствовало повсеместное подключение к Интернету с помощью ноутбуков, смартфонов и планшетов. С помощью сети Интернет киберпреступники могут совершать преступление анонимно, скрывая свою истинную личность. Кроме того, сфера деятельности преступников не ограничивается территориальным пространством.
Наиболее часто киберпреступления являются финансово-ориентированными и осуществляются посредством следующих типов атак:
- фишинг - получение доступа к конфиденциальным данным пользователя (логинам и паролям), с помощью вирусов, шпионских программ, программ-вымогателей и другой социальной инженерии — чаще всего с целью кражи личных данных или финансовых средств.
В подобных схемах излюбленным средством злоумышленников является электронная почта. Суть метода заключается в принуждении получателя письма к переходу по ссылке от имени легитимной организации (банка, налоговой службы, популярного интернет магазина и т.д.). В подобных случаях целью, зачастую, является овладение банковскими данными.
- кибервымогательство
Как правило, вначале у пользователя или компании, после загрузки вредоносного кода шифруются файлы, а затем поступает предложение о восстановлении в обмен на денежное вознаграждение (обычно в виде биткоинов или другой криптовалюты), так как государственные денежные знаки можно отследить, а криптовалюту отследить сложно.
- финансовое мошенничество
Большинство изощренных схем финансового мошенничества связано со взломом компьютерных систем операторов розничной торговли с целью получения банковских данных о покупателях (так называемые целевые атаки) или последующими манипуляциями полученной информацией. Некоторые типы мошенничества, связанного с финансами, чрезвычайно сложно обнаружить.
Киберпреступники используют целый арсенал узкоспециальных знаний и навыков в целях получения несанкционированного доступа к банковским счетам, вымогательства финансовых средств, мошенничества, преследования и запугивания или использования зараженного компьютера в разветвленной сети с целью совершения атак на крупные организации.
Противодействие киберпреступлениям осуществляется правоохранительными органами. Пользователи также могут существенно поспособствовать пресечению роста киберпреступности, заблокировав вредоносное программное обеспечение. Избавившись от вирусов, шпионского программного обеспечения и программ-вымогателей с помощью современного и эффективного антивируса вы не только защитите свой компьютер от вредоносной программы, но пресечете попытки злоумышленников получать выгоду.
Советы по предупреждению киберпреступлений:
- используйте лицензионное программное обеспечение для защиты от заражения компьютера или мобильного устройства при установке различных программ;
- установите антивирусную программу не только на персональный компьютер, но и на смартфон, планшет и другую технику;
- не загружайте файлы из непроверенных источников;
- не переходите по ссылкам, содержащимся в спаме и других подозрительных электронных письмах отправителей, которых вы не знаете;
- не сообщайте никому свои пароли и личные данные;
- воздержитесь от покупок на малоизвестных и подозрительных интернет-сайтах и у лиц, осуществляющих продажу товаров или услуг в социальных сетях, особенно при необходимости внесения полной предоплаты за товар или услуги;
- используйте сложные пароли, состоящие из комбинаций цифр и букв или иных символов;
- воздержитесь от паролей – дат рождения, имен, фамилий, то есть тех, которые легко вычислить либо подобрать.
Обеспечение защиты от киберпреступлений может занять довольно продолжительное время и некоторых усилий по изучению различных правил поведения в киберпространстве, но всегда того стоит. Соблюдение таких правил безопасной работы в Интернете, как воздержание от загрузок из неизвестных источников и посещения сайтов с низкой репутацией — это здравый смысл в рамках предотвращения киберпреступлений. Внимательное и бережное отношение к своим учетным и персональным данным может поспособствовать защите от злоумышленников. Однако наиболее эффективным методом защиты по-прежнему остается использование современного и качественного антивирусного решения.